Интервью с Карпенко Ж.Г.

Карпенко Жорж Георгиевич – инженер-строитель, выпускник Куйбышевского инженерно-строительного института 1969г. Основная деятельность - проектирование всех типов фундаментов, ведущее направление – проектирование свайных фундаментов: разработаны фундаменты для ТЦ «Мега-Сити», «Космопорт», «Перекресток», дилерского центра «Диверс-Моторс»; разработаны проекты по усилению фундаментов - 20 объектов; имеется один патент на испытание забивных свай, два изобретения, 15 рационализаторских предложений; за время деятельности разработана документация на проведение опытно-экспериментальных работ по испытанию забивных и буронабивных свай; оказана техническая и технологическая помощь более 500 объектам зданий и сооружений.

Город на Волге требует устройства достойного фундамента

В условиях интенсивного развития городских территорий застройщики и градостроители сталкиваются с проблемой, знакомой любому городу-миллионнику, – нехватка пригодных для современного строительства территорий. Самара – не исключение. Являясь городом, образованным на стрелке Волги и Самары, он имеет тенденцию к развитию территории в двух противоположных направлениях, что требует существенных затрат на берегоукрепление и подготовку территорий к застройке. Многоэтажная и малоэтажная застройка диктует свои способы подготовки территорий, однако общего решения для всех объектов строительства, разумеется, не существует в силу уникальности места и грунтов, на которые «сажается» здание. О берегоукреплении и современных технологиях в этой сфере «НРН» беседует с Жоржем Карпенко как со специалистом, предложившим решения по подготовке территорий к застройке многим строительным компаниям, чьи советы являются не только авторитетными, но и обес-печивающими безопасность проживания в жилых зданиях.

- Жорж Георгиевич, вас пригласили сегодня создать фундамент для коттеджного поселка «Муромский городок». Какие задачи ставит перед вами девелопер?

- При освоении территории мы столкнулись с тем, что непосредственный выход к воде затруднен, застройщиком было принято решение приблизиться к воде. Поэтому береговую зону Волги стали укреплять, такимо бразом появилась возможность использования дополнительной территории. Это было осуществлено путем устройства системы подпорных железобетонных конструкций, основанием которых являются железобетонные забивные и трубобетонные сваи. Так, например, при устройстве трубобетонных свай в грунт погружается труба, внутри которой устанавливается металлический каркас. Получаемую полость заполняют бетонной смесью; затем снаружи свай с двух сторон монтируется арматурная сетка и бетонируется тяжелым бетоном. Таким образом, мы получаем высококачественное основание, способное передать нагрузку на глубокие слои грунта. Данная конструкция представляет собой мощную систему, препятствующую изменению механических свойств грунта. При разработке этой территории потребовалось применение мощных свайных фундаментов с использованием забивных, буронабивных, винтовых и трубобетонных свай.

- Применение подобных свай имеет распространение на территории г.о. Самара?

- Да, подобные конструкции применяются также и в рамках городской застройки, например, при строительстве подпорной конструкции на улице Осипенко, по соседству с областной библиотекой. Вообще применение подобной конструкции подпорной стенки обусловлено тем, что она способна выдерживать значительную нагрузку от засыпанного грунта. Это очень важно для Самары, потому как из-за дефицита территории застройщики вынуждены выходить на участки застройки, граничащие с береговой зоной. Также следует отметить, что устройство подобных конструкций является надежной защитой для сохранения берегов рек и близрасположенных территорий от разрушения. Например, такие конструкции готовы держать многотонную нагрузку во время половодья, когда объемные глыбы льда, ломаясь, оказывают большую ударную нагрузку на железобетонную подпорную стену.

К слову, если вспомнить о территории баз отдыха в Царевщине, уровень воды в этих местах в течение года меняется от 2 до 5 метров, взвешивающее действие воды оказывает влияние на земляные массы. Подпорные стенки держат эту нагрузку, давая живущим в этой местности спокойствие и уверенность, что завтра их участок земли не обрушится в реку.

  - Какие работы по берегоукреплению ведутся на территории «Муромского городка» сегодня?

  - На данный момент там строится очередная подпорная железобетонная стенка длиной около ста метров, ограждающая берег протоки Волги.

  Дело в том, что в коттеджном поселке существует яхт-клуб европейского уровня, поэтому укрепление берега проведено не только по соображениям безопасности, но и с целью максимально комфортного использования береговой зоны, устройства стоянок и пристаней водной техники.

  - Какую часть территории застройщики смогли сохранить от разрушения в общей сложности?

  - В общей сложности на сегодняшний день произошло укрепление береговой линии протяженностью 250 метров, что дало застройщику дополнительно несколько соток земли, которую можно использовать под реализацию различных проектов ландшафтного дизайна и обустройства зон отдыха.

  - Жорж Георгиевич, если говорить о городской территории, как здесь обстоят дела с берегоукреплением?

  - Если мы говорим о территории от речного вокзала до Управленческого поселка – здесь деньги вкладывает государство. Сейчас уже идет разговор о 4-й очереди набережной. Первая очередь представляет собой территорию, ограниченную зданием бассейна ЦСК, вторая – зданием «Самара-нефтегаза», третья – территория до здания ГУВД. Можно сказать, что со временем этот процесс будет продвигаться все дальше и дальше в сторону Студеного оврага.

- Насколько широко подобные конструкции применяются в Самаре? 

  - Земля очень дорогая, возникает много проблем с парковкой автомобилей, потому как свободных территорий недостаточно. Поэтому заказчики все больше вынуждены использовать подземную часть участка застройки, это связано с закреплением откосов котлованов с применением временных подпорных стенок. Например, подобные конструкции были применены при строительстве 26-этажного дома на пересечении улиц Вилоновской и Молодогвардейской, при строительстве здания «Самаратрансгаза» на ул. Потапова, при строительстве жилого комплекса «Надежда» была выполнена 16-метровая конструкция.

- Чем чреват отказ от затрат на подобные конструкции?

 - Когда строители уходят от затрат на устройство подобных конструкций, мы можем видеть достаточно удручающую ситуацию. Нетак давно широкую огласку получила ситуация в Тольятти, когда при строительстве жилого дома близлежащие панельные дома начали буквально трещать по швам. Работу выполняли недостаточно осведомленные специалисты, потому отсутствие защитно-разделительных подпорных стенок при устройстве котлованов для многоэтажного жилого дома привело к деформации соседних примыкающих панельных жилых домов. Поступление в котлован атмосферных осадков напротяжении длительного периода привело к разрушению грунта основания и деформации стенок котлована, что, естественно, повлекло за собой нарушение устойчивости фундаментов эксплуатируемых жилых домов.

 - С точки зрения геологии Самара находится в благоприятных природных условиях?

 - Городская территория имеет пеструю картину сложившихся грунтов по своим физико-механическим свойствам. Грунты находятся в широких пределах от твердой до текучепластичной консистенции. Поэтому лучшая часть города построена на грунтах с большой несущей способностью, оставшаяся часть территории застраивается с применением  свайных фундаментов.

  По мере освоения малопригодных площадок для традиционных видов фундаментов применяются сваи длиной до 24 метров. При строительстве жилых домов свыше 18 этажей широко используются буронабивные сваи диаметром до 1 метра и длиной до 25 метров. Таким образом, застройщик зачастую может столкнуться с ситуацией, при которой устройство соответствующего фундамента требует несоизмеримо больших затрат по сравнению с надземной частью здания.

Анастасия Пустовалова

Наши партнеры: